Буклет
Святой, Благоверный, князь Михаил Тверской
 730 лет со дня рождения.
Автор Пономарев Г.Н .

 М.А.Ильин
 из статьи
 
"Духовный символ
 Тверской земли"

С.В. Богданов
Великий Тверской
 князь Михаил
 Ярославич и
внутриполитическое
развития Тверского
 княжества

Г. Н. Пономарев 
Михаил Ярославич Тверской
первый ”Великий князь всея Руси”

Доклад на конференции. 13 июня 2003 года, Будённовск

Г. Н. Пономарёв
Отечестволюбец, святой, благоверный, Великий князь Тверской и Владимирский Михаил Ярославич
Доклад на конференции. 1996 года, Тверь

Г. Н. Пономарёв
В чём величие Михаила Тверского?

 Н.А.Курочкина
 из книги
"Святой
 благоверный князь
 Михаил Ярославич
 Тверской"

 

 СВЯТОЙ, БЛАГОВЕРНЫЙ, КНЯЗЬ МИХАИЛ ТВЕРСКОЙ
730 лет со дня рождения

МИХАИЛ ЯРОСЛАВИЧ ТВЕРСКОЙ (1271 г. – 1318 г.) – князь Тверской с 1285 г., князь Великий Владимирский с 1305 г. по 1317 г. Отец его Ярослав Ярославич, брат Александра Невского, умер за шесть недель до рождения сына, возвращаясь из Орды. Воспитан матерью княгиней Ксенией и Тверским Епископом Симеоном. Впервые упоминается в летописных источниках, как Тверской князь, в возрасте 14-и лет в 1285 г. при закладке первого на Руси после нашествия Орды каменного храма в Твери Спасо-Преображенского собора.

В это время в Твери впервые после долгого перерыва возобновляется общерусское летописание. Устанавливаются церковно-гражданские правовые нормы, ставится задача представить Тверь носителем правопорядка, свидетельством чего явился сборник “Мерило Праведное”, рассматривавший вопрос “цесарского достоинства” и истинности власти. Вопросы единодержавия были важнейшими в “Хронике Георгия Амартола”, переизданной в Твери.

Жена Анна, дочь Ростовского князя, правнучка Михаила Черниговского по его дочери Марии. Приход Анны в Тверской княжеский дом укрепил в этом доме культ общего предка Михаила и Анны — Михаила Черниговского, его идеи борьбы с Ордой, его борьбу за чистоту православия. Не случайно все трое были канонизированы русской православной церковью.

После смерти в 1304 г. Великого князя Андрея Александровича Михаил Ярославич в возрасте 33 лет едет в Орду и получает там ярлык на Великое Владимирское княжение. На Великокняжеский Владимирский стол приходит русский князь ярко выраженной антиордынской направленности, воспитанный в духе единодержавной власти на Руси. Его первым стали называть “Великим князем всея Руси” и “самодержцем”, именно так к нему обращался в письмах Патриарх Константинограда Нифонт.

Михаил Ярославич встал на долгий путь будущего объединения Руси и начал делать на нём первые шаги к экономическому объединению. Немецкий учёный Э. Клюг утверждает: “Михаил Ярославич был первым великим князем, о котором мы доподлинно знаем, что он перенял у прежних баскаков взимание податей для Орды”. Это и есть тот главный инструмент, который в будущем с блеском использовал Калита для экономического укрепления Москвы. Таким образом, именно в Твери, и именно Михаил первым завладел мощнейшим рычагом будущего экономического благосостояния.

В 1315 г. новый хан Орды Азьбяк вручил Михаилу Ярославичу ярлык на Великое Владимирское княжение. Но через два года князь Юрий Данилыч Московский, женившись на сестре хана, получил в приданое этот ярлык на Великое Владимирское княжение. Московский князь вернулся на Русь в сопровождении огромного Ордынского войска во главе с князем Кавгадыем. Под Костромою Михаил Ярославич добровольно, без боя уступил Великое княжение Московскому князю, оговорив с ним и Ордынским князем Кавгадыем свою неприкосновенность в тверской земле.

Но Кавгадый и Юрий Московский нарушили договорённость и вторглись в пределы тверской земли с Востока, а с Запада по приказу Кавгадыя пришли воевать тверские земли Новгородцы. Началось трёхмесячное разорение тверской земли. Михаил Ярославич, разбив сначала под Торжком новгородцев, дал решительное сражение объединённым Московско – Ордынским силам в 40 верстах от Твери под Бортенево. Петербургский учёный В.С. Борзаковский в дополнение к летописной дал и вторую координату места битвы - 32 версты от Старицы, на реке Шоша. Современные исследования показали, что на этом месте на рубеже ХIII и ХIV веков действительно существовала деревня Бортенево. Наши предки поставили на краю этой деревни часовню и раз в год служили там благодарственный молебен в честь Тверского князя и его великой победы — первого, подробно описанного в источниках, сражения, когда Владимиро-Суздальская Русь разгромила ордынскую конницу. Русичи вынудили непобедимых доселе ордынских воинов бежать с поля боя и “неволею отступить в стан”, после чего ордынцы вместе со своими князьями были взяты в плен. Эта победа была одержана за 63 года до Поля Куликова и не могла не сыграть свою роль в великой Куликовской битве.

Выходя на Бортеневское поле, Тверской князь знал, что в случае его победы Орда не простит своего поражения, что и произошло. Михаил Ярославич был вызван на суд в Орду, где был осуждён и казнён. Перед отъездом на суд у Тверского князя был выбор: бежать, и тогда из Орды пришло бы огромное карательное войско. Михаил Ярославич Тверской предпочёл сохранить жизни тысяч своих подданных, добровольно поехав на суд и казнь. На заре становления нашей государственности русский князь совершил великий подвиг — “положил жизнь за други своя”. В 1549 году на втором Московском Соборе он был причислен к лику святых. Русская православная церковь установила день поминовения Святого Благоверного князя Михаила Тверского 5 декабря.

Духовник Михаила Тверского, настоятель Тверского Отроч монастыря, свидетель казни Михаила в Орде, отец Александр оставил нам жизнеописание Тверского князя: “Житие Михаила Тверского”, которое является одновременно и памятником истории и литературы. Наши предки на памятнике “Тысячелетию Руси” в Новгороде изобразили Михаила Тверского рядом с Александром Невским, так же рядом они изображены Карлом Брюлловым в Исаакиевском соборе в Петербурге. К образу Михаила обратился и ученик К. Брюллова, П. Орлов, две работы которого хранятся в Тверской картинной галерее. Образ Михаила Ярославича вдохновил и выдающегося русского живописца конца XIX века Виктора Васнецова.

Блестящие поэтические строки посвятили Михаилу Ярославичу К. Рылеев, А.А. Бестужев- Марлинский, А.Н. Муравьёв и современный поэты.

Битва при Бортенево состоялась 22 декабря 1317 г, а 22 декабря 1941 года деревня Бортенево была сожжена немцами при отступлении. Сейчас на этом месте создаётся мемориальный комплекс — поставлен памятный гранитный крест и воссоздаётся часовня Михаила Тверского.

В 1996 году впервые в истории в Твери была проведена международная конференция: “Михаил Ярославич Тверской — личность, эпоха, наследие”. Администрация области учредила, как высшую региональную награду — “Крест Михаила Тверского”.

Н. М. Карамзин вслед за “Житием” назвал тверского князя “Отечестволюбцем”, и теперь мы вслед за Дм. Карамзиным рядом с именами, которыми его нарекли народ и церковь: Святой Благоверный князь Михаил Тверской ставим и “Отечестволюбец”! И уже в наше время, в августе прошлого года в докладе “Основы социальной концепции Русской православной Церкви” на Юбилейном Архиерейском Соборе имя Михаила Тверского было названо вслед за именем Апостола Павла, ещё до Сергия Радонежского и других! И было подчёркнуто, что он “положил душу свою за своё отечество”! И символично, что не просто “за други своя” – “за отечество”!

Михаил Ярославич Тверской первым стал объединять Русь, и потому первым был назван “великим князем всея Руси”!

Михаил Ярославич Тверской первым вышел на открытое военное столкновение с ордынской конницей и разгромил её.

Михаил Ярославич Тверской – первое лицо государства добровольно поехал на суд и казнь в Орду и положил жизнь свою ради спасения жизней своих подданных, ради спасения своей земли.

Хочется верить, что юбилейный 2001 год, совпадающий с началом огромных перемен в нашей стране, зажжёт для россиян, как яркую путеводную звезду, имя Святого Михаила!

Нам необходимо имя – знамя! Это имя – Михаил Тверской!

Нам необходим пример из нашей собственной истории, пример государственного национального правителя, высоконравственного, мудрого, твёрдого – это тоже Михаил Тверской!

Нам необходим пример Чести и Достоинства, ради сохранения которых можно отдать жизнь, “положить душу за други своя”, за Отечество – и это тоже Михаил Тверской!

Напечатано при Патриархе Московском и всея Руси Алексии II по благословению Архиепископа Тверского и Кашинского Виктора в юбилейном 2001 году от рождества Христова

(Автор текста - председатель общества Михаила Ярославича Тверского Г. Н. Пономарёв)

Общество Михаила Ярославича Тверского, Администрация Тверской области, Администрация г. Твери, НИИ “Центрпрограммсистем” - “Гарант”.

 

 
     

[На главную страницу] [Тверская областная библиотека им. А.М.Горького]