К вопросу о походе под Торжок великого князя Михаила Ярославича Тверского в 1316 г.
(Текстологический анализ Жития преподобного Ефрема Новоторжского)

Гадалова Г.С.

В 2015 г. предстоит отметить 1000-летие со дня прихода в Северо-Восточную Русь преподобного Ефрема «угрина», конюшенного князя Бориса. После гибели князя-мученика и брата Георгия на реке Альте в 1015 г., по сообщению автора Жития, прп. Ефрем ушел на Северо-Восток и под Торжком построил странноприимный дом. В 1038 г. новоторжский подвижник построил каменный Борисо-Глебский храм и основал монастырь . И хотя сегодня еще вызывает сомнения столь раннее почитание культа Бориса и Глеба, а современные археологические исследования определяют создание каменного монастыря в Торжке в период между 1179 и 1210 гг., тем не менее, древность первоначальной постройки определяется  месторасположением обители, плотно окруженной посадами во второй половине XII в., и отсутствием «в окрестностях Торжка захоронений по языческому обряду – курганов XI–XII вв.» .

Реальность личности новоторжского подвижника подтверждает Новгородская Третья летопись под 6523 (1015) г. Местная канонизация преподобного Ефрема Новоторжского была официально установлена после обретения его мощей при митрополите Дионисии в 1584–1587 году . В это же время были созданы Служба святому и его Житие . Между тем, сохранились сведения о более раннем почитании чудотворца Ефрема в духовной грамоте Федора Никитича Лавровского, датированной 1546 годом .

Как сообщает автор Жития, древний список памятника был увезен в 1316 г. великим князем Михаилом Ярославичем Тверским в Тверь, где погиб в пожаре. Автор в негативном свете представляет тверского князя и его действия под Торжком, без освящения истинных событий того времени.

В историографии XIX в. рассматривалась традиционная версия о походе на Торжок великого князя Михаила Ярославича в феврале 1316 г. В то же время, например, в исследованиях тверского историка В.И. Колосова , разорение Торжка связывалось с именем князя Михаила Александровича Тверского, поход которого под Торжок состоялся в 1372 г. Характерны записи на полях рукописи Тверского музея, выполненные рукой архиепископа Мефодия (1804–1814): «Сия книга требует внимательнаго разсмотрhния и исправления!», «Александровичь, а не Ярославичь, благовhрный», «Что-то странное!» (ТГОМ ТвМ. КП-1879. Л. 1 об., 32 об.–33).

В 1960 г. И. Будовниц выделил из Жития прп. Ефрема Новоторжского «Повесть о разорении Торжка в 1315 г.» великим князем Михаилом Ярославичем Тверским . С позиций советского исследователя Будовниц действия князя расценил в духе завоевателя, не рассматривая исторические реалии. Текстологического исследования Жития и летописных источников он не провел, считая, что автор Жития пользовался неизвестным источником XIV в.

Следует отметить, что негативный отсвет на действия великого князя Михаила Ярославича Тверского под Торжком лежит и по сей день в ряде работ историков, в том числе П.Д. Малыгина , а также присутствует во взглядах и мнениях не только новоторов, но и столичных и провинциальных исследователей.

Вместе с тем, сопоставив летописные статьи под 6823 и 6880 гг. с Житием преподобного Ефрема Новоторжского, В.В. Викторов, подобно Колосову, отметил сходство «житийного повествования с летописным повествованием о разорении Торжка … в 1372 г.», но своего исследования он не провел .

Прежде чем перейти к текстологическому анализу источников, необходимо провести исторический экскурс и понять причину похода великого князя всея Руси под Торжок в феврале 1316 г. Как известно из летописей, «в лhто 6821 оумре царь Тохта, а Озбяк седе на царьствh. И ходи к немоу князь великы Михаило и Петръ митрополитъ» .

Обратимся к сведениям новгородского летописца, чтобы быть объективными. По сообщению Первой Новгородской летописи, в Новгород приехал из Москвы от князя Юрия Даниловича князь Федор Ржевский «и изъима намhстникы Михаиловы, и держаша ихъ въ владычни дворh» . Затем новгородцы с князем Федором пришли на Волгу, где встретил их сын великого князя Михаила – князь Дмитрий Михайлович Тверской. Войска простояли шесть недель до заморозков и мир «взяша». После перемирия новгородцы позвали к себе князя Юрия Московского, который, оставив наместником в Новгороде своего брата Афанасия, ушел в Орду. Услышав о возвращении князя Михаила на Русь, новгородцы пришли к Торжку, «вести переимаючи». Разумеется, великий князь Владимирский, узнав, что его наместники выгнаны князем Федором Ржевским и новгородцами, пошел в поход на Торжок.

Сопоставим тексты Жития по публикации И. Будовница (с. 449–451):

Житие 1 ред.

Житие 2 ред.

Божиим попущением вознегодовав великий князь Михаил Тверский на град Торжек и, собрав великое войско, вооружився яростию, яко Иисус Навин на Ерихон, и абие прииде князь Михаил на град Торжек, и бысть бой велик зело. Бе бо в то время владеющу Торжком князю Афанасию, и поби князь Михаил Тверский весь град Торжок и церкви божия разори, инокинь же и девиц оскверни, имения от ту живущих поимав, град же огню предав, обитель же сию до основания разори, настоятеля же и братию погуби, утварь церковную и монастырское строение во Тверь отпровади. Тогда же и сущее писание о житии и о прихождении преподобном взял с собою, ни единыя потребы остави. Не точию сию едину обитель разорити повели, но иныя церкви и монастыри и села и веси града того (ГИМ. Собр. Барсова. № 855. Л. 23 об.–24 об.).

Последи же злая пагуба содеяся граду Торшку от князя Михайла Тверского в лета 6823 году.
Князь Михаил собра своя воя и прииде ко граду Торшку ратию. Князь же Афанасие выехав против ево с черными людми и с нооугородцы на поле. И бысть бои велик и победи князь же Михаил.
Таково бо жестокосердие тогда содеяся на град и на люди. Аще бо и едина вера бяше, но злобою горши показася, понеже бо людей тех во граде огню предаде, а иныя в реце потопи, инии младенца остави, но всех поби мужеский пол и женский и смерти предаст, черноризець же и девиц обнажати повеле, потом же их и убивати. И имение града того все пограби и церкви разори и святыя иконы и книги церковныя все поимал. Потом же град весь и святыя обители града того все огнем попали. И тогда град Торжек и обители быша от него в конечном запустении. Тогда и о преподобнем Ефреме сущее писание изгибе (БАН. 17.5.3. Л. 361 об.–363).

Летописные тексты рассмотрим по Первой Новгородской летописи :

1316 г.

1372 г.

(с. 315) Тогда же поиде князь Михаило со всею Низовьскою землею и с Татары к Торжку; Новгородци же съ княземь Афанасьемь и с Новоторжци изидоша противу на поле. Бысть /с. 316) же то попущениемъ Божиемь: съступившема бо ся полкома обhма, бысть сhча зла, и створися немало зла, избиша много добрыхъ мужъ и бояръ Новгородскыхъ: ту убиша Андрhя Климовича, Юрья Мишанича, Михаила Павшинича, Силвана, Тимофhя Андрhянова сына тысяцьского, Онанью Мелуева, Офонаса Романовича и купець добрыхъ много, а иныхъ Новгородцевъ и Новоторжьцевъ Богъ вhсть; а инии останокъ вбhгоша в городъ и затворишася в городh с княземь Афанасьемь. И присла князь Михаило к Новгородцемъ в Торжекъ: «выдаите ми князя Афанасья и Федора Жревьского, а язъ с вами миръ докончаю». И рекоша Новгородци: «не выдаемъ Афанасья; но измремъ вси честно за святую Софью». И присла князь Михаило опять: «выдаите ми Федора Жревьского»; и не хотhвше выдати, по неволи выдаша его, и на собh докончаша 50000 гривнъ серебра, и  докончаша миръ, и крестъ цhловаша. И по миру князь Михаило призва к собh князя Афанасья и бояры Новгородскыи,  и изъима / с. 317) ихъ, и посла на Тфhрь в тали; а останокъ людий в городh нача продаяти, колико кого станеть; а снасть отъима у всhхъ. А бои бысть мhсяца февраля 10, на святаго мученика Харлампия. И посла князь Михаило намhстникы своя в Новъгородъ, а посадничьство даша Семену Климовичю.

(с. 362) В лhто 6880. Поихаша Новгородци в Торжекъ  города ставити, и сослаша намhстьники Михаиловы с Торжьку; и прииде князь Михайло ратью к Торжку, пожже городъ всь; и бысть пагуба велика крестияномъ: овы огнемъ погорhша въ дворhхъ надъ животы; а друзии бhжаша въ святыи Спасъ, и ту издъхошася, и огнемъ изгорhша много множество; инhи же отъ огня бhжаци, в рhцh во Тфhрци истопоша; а добрыя жены и дhвица видящи надъ собою лупление отъ Тфhриць, а они одираху до послhднеи наготы, егоже и погании не творять тако, тh отъ срамоты и бhды истопошася в водh; чернци и черници все до наготы изълуплено; первhе же всего Олександръ Обакуновичь стрhте и на полh и ту костию паде за святый Спасъ и за обиду за Новгородскую; и с нимъ убиша Ивана Шаховича и другаго Ивана Тимофhевича и Григорью Щебелкова, и иныхъ нhколко ту мужь паде, а инhи побhгошя; а иныхъ изимавъ, на Тфhрь поведе полонъ, мужей и женъ, бещисла множество; а и товара много поимаша, что ся остало отъ огня, и иконной круты серебра много поимаша. И кто, братье, о семъ не поплачется? кого ся осталъ живыхъ, видевъ, како онh нужную / с. 363) и горкую смерть подъяша, и святыя церкви пожьжены, и городъ всь отъинудъ пустъ: понеже бо ни отъ поганыхъ не бывало таковаго зла. И наметаша избиеныхъ людий и съжьженыхъ и истоплыхъ 5 скуделниць; а инhи погорhлh без останка, а инии истоплh безъ вhсти, поплылh внизъ по Тфhрци

Почти во всех летописях тексты о событиях 1315/1316 г. аналогичны, за небольшим исключением. В Академическом списке Суздальской летописи дана констатация факта: «В лhт(о) 6823 прииде из Орды князь Михаило Ярославичь, а с нимъ послове Таитемерь, Махрожа, Инды, сии же быша в Ростовh и многа зла створиша. Тогда же Михаило поиде к Торжку, и выеха Афанасии противу ему, и быс(ть) бои, и поможе Б(ог)ъ кн(я)зю Михаилу» .

В Рогожском летописце сказано кратко, но с дополнением: «В лhто 6822 … Того же лhта приидоша Новогородци ратию къ Тфhри и пожгоша села за Волгою, и пояша къ себh на столъ Юриа Даниловича, Юрии же посадивъ брата своего Афонасиа, а самъ иде на Москву.

В лhто 6823 прииде великии князь Михаилъ изъ Орды, а съ нимъ Татарове силни, и иде къ Торжку с Татары и съ князи Суждалскыми, и бишася съ Новогородци оу Торжку февраля 10 и побhди великии князь Новогородци, и оубиша Новогородцевъ боле тысущи и пожже пригородъ. А Новогородци инии бhжаша въ Новъгородъ, а изъ града предашася. И повелh князь имати я, и яша Афонасиа Даниловича и князя Феодора Ржевскаго, и боляры ихъ и кто надобенъ князю. А иныхъ омиривъ посади, а кремникъ повелh разнести» .

Судя по летописям, битва войска великого князя Михаила Ярославича с новгородцами и новоторами, отказавшихся подчиняться владимирскому князю, состоялась 10 февраля 1316 г. под Торжком «на поле» за городом. Напомним, что согласно исследованиям, Борисо-Глебский монастырь был окружен посадами, что свидетельствует о его древности .  В битве принимали участие мужчины-воины. Ни о каком разгроме города, церквей и монастырей речи в летописях нет. И был ли разнесен «кремникъ», как сообщает Рогожский летописец, не известно, т.к. новгородские летописи об этом молчат.

Вместе с тем, для новгородцев события похода князя Михаила Ярославича запомнились особо, поскольку среди более 1000 именитых мужей Новгорода, сложивших голову под Торжком в 1316 г., было три бывших посадника, а именно: Андрей Климович, Юрий Мишинич, Михаил Павшинич , сын тысяцкого Тимофей Андреянов и другие лица.

По замечанию Будовница, Повесть написана в период с 1315 по 1372 г., т.к. нет сведений о разорении Торжка в 1372 г., а удовлетворение автора Первой редакции Жития по поводу пожара в Твери 19 марта 1316 г. не соотносимо с более поздним временем. Вместе с тем, как видно из вышеприведенных текстов, в Житии прп. Ефрема Новоторжского описание событий 1315/1316 г. дополнено текстом 1372 г., о чем свидетельствуют не только подробности гибели людей, но и оговорка составителя второй редакции: «Аще бо и едина вера бяше, но злобою горши показася …». По сообщению летописей князь Михаил Ярославич вернулся из Орды подобно и другим русским князьям с отрядом татар , но Житие прп. Ефрема об этом молчит. Князь же Михаил Александрович ходил на Торжок только со своим войском, что и отмечено в летописях. Текст Жития прп. Ефрема Новоторжского наводит на мысль, что автор памятника либо имел под руками летописные фрагменты, повествующие о событиях 1315/1316 и 1372 гг., либо сознательно использовал события 1372 г. для оправдания потери новоторжской святыни.

Вероятно, в сознании новоторов и новгородцев два похода тезоименитых тверских князей – Михаила Ярославича в 1316 г. и Михаила Александровича в 1372 г., слились со временем в единое событие. Иначе трудно объяснить, почему разгром Торжка в 1372 г. нигде в сказаниях, повестях или других памятниках не отражен, хотя 5000 наметанных в «скудельницы» новоторов легли на поле сражения. Только в синодиках отмечена память «под Торжком избиеных братии нашеи от князя Михаила и згорhвших от огня в Торьжкоу», как например, в Синодике 1552–1560 гг. Новгородской Борисоглебской церкви .

Следует также отметить, что память великого князя Михаила Тверского в Синодике 1678 г. Троицкой церкви Торжка, записанная в ряду великих князей Руси, относится, скорее всего, именно к св. благоверному князю Михаилу Ярославичу Тверскому .

***

Предварительные наблюдения показывают, что текст Второй редакции Жития прп. Ефрема Новоторжского более лаконичен и, скорее всего, первичен, а текст Первой редакции, напротив, насыщен метафорами и эпитетами. Любопытно отметить, что составитель первой редакции Жития, не говоря о предшествующих событиях и всю вину возлагая на князя Михаила, тем не менее, заимствует слова летописца статьи 1316 г. о Божьем попущении, а сравнивая события под Торжком с битвой Иисуса Навина против Иерихона, тем самым оправдывает события Волей Божией за грехи новоторов и новгородцев!

Будовниц пишет, что Михаил Ярославич воспринимался как враг, а не как «блаженный и христолюбивый» князь, канонизированный в 1549 г. Необходимо отметить, что в древний и средневековый период на Руси для каждой земли были свои святые, а святыни и подвижники других земель не воспринимались святынями . Кроме того, вполне возможно, что списки со Службой и Житием св. Михаила Тверского не имели хождения по Руси .

Что касается действий великого князя Михаила Ярославича Тверского, повелевшего разрушить новоторжский кремль противника, «а останокъ людий в городh нача продаяти, колико кого станеть», то это действия великого князя Владимирского, отстаивавшего законопорядок на Руси. Здесь нет ничего противоправного. Совершенно справедливо пишет Будовниц о том, что Михаил должен был дать добычу победителям и, в том числе, татарам. Но это обычная практика тех лет. Вспомним действия князя Александра Невского, приведшего монголов в Великий Новгород, а затем жестоко расправившегося с соотечественниками, кто сына Василия подстрекал против него: «овомоу носа  оурезаша, а иномоу очи выимаша» . Вспомним действия самих новгородцев, которые одержав победу над суздальцами, «овыхъ избиша, а иныхъ изимаша, а прокъ злh отбhгоша; и продавахоу Сузда[лца] по двh ногатh» .

Следует также заметить, что ни о какой канонизации прп. Ефрема Новоторжского до конца XVI в. неизвестно. В связи с этим, говорить можно не о Житии, а, скорее всего, о монастырской памятной записке, которую, возможно, увез князь Михаил Ярославич в 1316 г. или взял князь Михаил Александрович в 1372 г. Видимо, поэтому и не согласились монахи менять на серебро эту записку, поскольку содержание ее, скорее всего, знали по преданиям наизусть. Ведь средства у них были! Но они предпочли построить, как сообщает автор Жития, «на толико сребро» придел во имя прп. Ефрема чудотворца. 

Мощи прп. Ефрема были вскрыты по желанию архиеп. Новгородского и Псковского Леонида (1571–1575). Обретя мощи нетленными, владыка повелел написать Житие преподобного и отправил его в Москву царю Федору Иоанновичу (1584–1598) и митрополиту Дионисию (1584–1587). Согласно автору Жития, Служба свидетельствована архиепископом Великого Новгорода и Пскова Александром (1576–1591) .

О создании Жития в 80-е годы XVI в., как определил еще В.О. Ключевский,  свидетельствуют не только упоминание лиц того времени и поздние чудеса, но и наименование прп. Ефрема архимандритом, а также фраза «Тогда же тh грады Торжек и Тверь за единем г(о)с(у)д(а)рем быша» во Второй редакции и ошибочное название Торжка градом «Коростенем» в Первой редакции .

Разумеется, чтобы выявить все источники Повести о событиях под Торжком 1316 г. необходимо полное текстологическое исследование Жития и Службы преподобному Ефрему Новоторжскому. Но уже сейчас понятно, что поход великого князя Михаила Ярославича Тверского не имеет отношения к разгрому Торжка, о котором пишет автор Жития преподобного Ефрема Новоторжского.


См. публикации:  Малыгин П.Д., Кузнецов В.В. Житие св. прп. Ефрема Новоторжского – исторический и литературный источник // «Государева дорога» и ее дворцы: Материалы межрегион. науч. конф. 19–21 нояб. 2002 года. Тверь, 2003. С. 280–289; Житие преподобного Ефрема Новоторжского: из фонда «Редкая книга» Тверского государственного объединенного музея / Вступит. ст., пер. и коммент.  В.З. Исакова. Торжок, 2011. См. также: Амвросий, архим. История Российской иерархии: В 6 ч. М., 1811. Ч. 3. С. 417.

Малыгин П.Д., Кузнецов В.В. Житие св. прп. Ефрема Новоторжского – исторический и литературный источник. С. 280–281. См. также: Малыгин П.Д. Древний Торжок (историко-археологические очерки). Калинин, 1990. С. 10–16; Малыгин П.Д., Салимов А.М. Архитектурно-археологическое исследование собора Борисоглебского монастыря в Торжке // Памятники истории и культуры Верхнего Поволжья: Материалы 2 регион. науч. конф. «Проблемы исследования памятников истории и культуры Верхнего Поволжья. Нижний Новгород, 1991. С. 243–255; Малыгин П.Д., Салимов А.М. Когда основан монастырь? Исследования в Борисоглебском монастыре г. Торжка // Тверская страрина. 1991. № 1. С. 80–81.

Ср.: «Преподобный отецъ нашъ Ефремъ Новоторжский бh въ сия времена», см.: ПСРЛ. Т. 3. СПб., 1841. С. 208.

Ключевский В.О. Древнерусские жития святых как исторический источник. М., 1871. С. 335.

См:. Кузьмин А.В. Ефрем // ПЭ. М., 2008. Т. 19. С. 41–43.

См.: Рубцов М. К материалам для церковной и бытовой истории Тверского края в XV–XVI вв.: (Документы Троице-Сергиевой Лавры на земельные владения в пределах Тверского края). Старица, 1905. Вып. 2. № 7. С. 23.

См.: Карамзин Н.М. История государства Российского. СПб, 1817. Т. 4. С. 163–165; Ключевский В.О. Древнерусские жития святых как исторический источник. М., 1870. С. 335–336; Борзаковский В.С. История Тверского княжества. СПб., 1876. С. 98–101 (То же. Тверь, 1994. С. 101–105).

Колосов В.И. Михаил Александрович, князь Тверской и Микулинский // Колосов В.И. Прошлое и настоящее г. Твери. Тверь, 1994. С.159–160.

Будовниц И. У. Повесть о разорении Торжка в 1315 г. // ТОДРЛ. Л., 1960. Т. 16. С. 446–451.

Малыгин П.Д. О Михаиле Тверском – политике и святом// Точка зрения. 2010. № ?

Викторов В.В. Житие преподобного Ефрема Новоторжского в фондах НИОР РГБ // Записки Отдела рукописей /РГБ. Вып. 53. М., 2008. С. 67–68.

См. Типографскую летопись: ПСРЛ. Т. 24. Пг. 1921. С. 107 (6821 г.).

См. Новгогодскую 1 летопись: ПСРЛ. Т. 3. СПб, 1841 С. 70 (6822 г.).

Новгородская летопись по синодальному харатейному списку (Так называемая Новгородская Первая летопись). СПб., 1888. С. 315–317, 362–363 (6823;6880).

ПСРЛ. Т. 1. Стб.529 (6623 г.).

ПСРЛ. М., 2000. Т. 15, вып. 1. Стб. 36.

См.: Малыгин П.Д. Древний Торжок (историко-археологические очерки). Калинин, 1990. С. 12–13; Малыгин П.Д., Кузнецов В.В. Житие св. прп. Ефрема Новоторжского – исторический и литературный источник. С. 280-281.

Янин В. Новгородские посадники. М., 1962. С. 165–171, 177, № 1310–1316.

См. под 6824 г.: ПСРЛ. Т. 15, вып. 1. Стб. 36.

См., например, под 6823, 6824, 6825: ПСРЛ. Т. 1 Стб. 529. То же. Т. 4 и 25

Шляпкин И.А. Синодик 1552–1560 г. Новгородской Борисоглебской церкви // Сборник Новгородского общества любителей древности. Вып. 5. Июля 1911 года / под ред. М. В. Муравьева. Новгород, 1911. С. 7.

Тверские епархиальные ведомости. 1899. № 15. С. 361–363.

См. о разорении Киева в 1169 г.  войском, посланным князем Андреем Боголюбским, когда «вся святыня взята бысть»: ПСРЛ. Т. 2. СПб., 1843. С. 100. (6679). См. также: Воронин Н.Н. Андрей Боголюбский. М., 2007. С. 149–156.

Ср. списки Жития св. Михаила Тверского, известные с XVI в.: Кучкин В.А. Повести о Михаиле Тверском. М., 1974.

См.: ПСРЛ. Т. 4. М., 2000. С. 232 (6765 г.).

См.: ПСРЛ. Т. 4. М., 2000. С. 163–164 (6677 г.).

С 1589 г. архиеп. Александр возведен в сан митрополита Новгородского и Великолукского, см. Строев П. М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. СПб., 1877. Стб. 36.

См. публикацию: Малыгин П.Д., Кузнецов В.В. Житие св. прп. Ефрема Новоторжского – исторический и литературный источник. С. 282–283.

См. публикацию: Житие преподобного Ефрема Новоторжского. С. 33–34.

Скачать текст статьи

 


[Михаил Тверской в памяти потомков] [На главную страницу]