За Русь, за Тверь : четверть века с Михаилом Тверским

Общество святого благоверного князя Тверского и Великого князя всея Руси Михаила Ярославича отмечает 25-летие своего официального существования.

14 февраля в Тверской городской Думе чествовали членов Общества. Председатель Думы Евгений Пичуев отметил большой вклад Общества Михаила Тверского в дело возрождения исторической памяти о великом князе, напомнив, что его имя первым внесено в Золотую книгу Твери. Ряд членов Общества получили благодарственные письма. Было сказано много приятных слов о том, что уже сделано за минувшую четверть века, высказаны предложения о том, что желательно сделать в преддверии исполняющегося в 2021 году 750-летия со дня рождения Михаила Тверского.

Однако, как это часто бывает, главные слова остались как бы за кадром этого торжественного мероприятия. Прежде всего, о том, каковы дальнейшие перспективы Общества, достижения которого настолько хорошо известны, что вряд ли стоит их повторять. Для этого полезнее всего обратиться к его предыстории.

Вспомним канун Перестройки. Древний тверской край, униженный лишением исторического имени, вместе с ним потерявший и право на собственную историю, объективно нуждался именно в Михаиле Ярославиче. Тверской князь, соединивший в себе лучшие нравственные качества русского человека с доблестью воина и мудростью правителя, не мог и не должен был оставаться вне поля зрения патриотически настроенных соотечественников в эпоху бурных перемен и становления новой России.

Для нас, тверитян, промыслительным представляется совпадение во времени трех разноплановых, но тесно связанных друг с другом событий, пришедшихся на 1988 год: общенациональное празднование 1000-летия Крещения Руси, начало неформального общественного движения за возвращение Твери исторического имени и рождение моноспектакля «Михаил Тверской». Духовный подъем, приведший, как теперь принято называть, ко «второму Крещению Руси», в равной степени способствовал пробуждению исторического самосознания как в душах наиболее активных и патриотически мыслящих граждан, так и в сердцах людей искусства – художников, писателей, артистов.

Те наши земляки, которые стали в эту пору обретать забытую было дорогу к храму, с некоторым удивлением узнавали о том, что Русская Церковь никогда не забывала о великом тверском князе, что почти в каждом храме хранится посвященная ему икона, что память его ежегодно празднуется в тот день, который мы знали только как День советской конституции.

Тверские «неформалы», озаренные в ту же пору весьма разнообразными и противоречивыми политическими идеями, как говорится, нутром почувствовали невозможность сохранить хоть какое-то единство, держащееся на негативном отношении к изжившей себя партийно-административной системе. Ухватившись за общую для большинства позитивную идею «возвращения Твери», они естественным образом пришли к Михаилу Тверскому. А помог им в этом Георгий Пономарев.

Именно он, создатель и исполнитель вошедшего в историю Твери и русского искусства спектакля, самой природой своего разнообразного дарования предназначен был сыграть важнейшую роль не только на театральной сцене, но и в истории нашего города. Проявив себя в этом знаменитом спектакле как драматург, режиссер, художник и артист, он оказался способным сыграть и еще более важную роль, сумев во время всеобщего разброда 90-х годов объединить вокруг себя очень разных людей.

Во-первых, к нему, как к своему союзнику, пришли многие бывшие «неформалы», не знавшие, куда себя деть после того, как их первая цель – возвращение городу и области потерянного имени – была достигнута, а все остальные утонули в бурном потоке не всегда ожидаемых перемен. Их лидер, Борис Ершов, закономерно стал правой рукой председателя создаваемого Общества.

Во-вторых, в Общество, дистанцировавшееся от каких-либо политических пристрастий, пришли активисты, воспитанные в старой советской системе, но оставшиеся не у дел. Самой заметной фигурой среди них можно назвать председателя последнего городского Совета Сергея Киселева 

И, наконец, Общество именно благодаря своему председателю нашло общий язык с представителями церкви, хорошо понимающими, сколь велик, скажем так, миссионерский потенциал самого имени святого благоверного князя Михаила Тверского. Сегодня Тверскую епархию в обществе представляет заведующий епархиальным отделом культуры протоиерей Роман Манилов.

В итоге, как уже говорилось, сделано многое. Имя Михаила закрепилось в общественном сознании нашего региона и становится все более заметным и известным за его пределами.

Но каковы перспективы Общества, носящего его имя? При всей ясности целей они довольно туманны. Причина этого, увы, банальна: возраст его членов, большинство из которых вступили в него еще в прошлом веке. Где молодые силы, способные подхватить знамя Михаила?

Мы знаем, что они есть – в вузах, в школах и даже в детских садах знают Михаила Тверского. Но нет системы, обеспечивающей всеобщность этого знания. Нет соответствующих программ и курсов.

Парадокс в том, что Общество, встречающее сочувствие и понимание на уровне муниципальной, региональной, а ныне уже и федеральной власти, с трудом пробивается туда, где оно нужнее всего – в систему образования. Если эта проблема будет решаться, знамя Михаила Тверского не упадет.

А если не будет… Но давайте не будем думать о плохом.

Глушков Сергей Владленович

кандидат филологических наук, доцент, член Союза журналистов России,
Почетный работник культуры и искусства Тверской области